ПОИСК
Деньги

Что будет с ценами на бензин и грозит ли Украине дефицит горючего: прогноз на май

12:44 12 апреля 2021
АЗС

На протяжении последних двух месяцев горючее в Украине существенно подорожало. Однако в апреле стоимость бензина начала снижаться. С начала месяца литр бензина А-95 подешевел в среднем на 47 копеек. Хотя цены на дизтопливо и сжиженный газ остались неизменными. Так, по состоянию на 12 апреля средняя стоимость бензина А-95 составляет 28,58 грн за литр, дизтоплива — 28,25 грн, сжиженного газа — 15,75 грн. Почему так происходит и чего ждать водителям — снижения цен на топливо или дефицита горючего? Попробуем разобраться.

После подписания меморандума с правительством крупные сети АЗС начали снижать стоимость бензина

Начнем с того, что на днях Кабинет министров Украины и Нефтегазовая ассоциация Украины (НАУ) подписали Меморандум о ценовой стабильности на рынке нефтепродуктов. Стоит отметить, что НАУ объединяет 14 крупнейших оптовых, розничных, добывающих и перерабатывающих предприятий. Участники объединения обеспечивают около 50% розничной торговли и около 80% рынка импорта нефтепродуктов.

«За последние несколько недель мы провели много встреч и дискуссий с сетями АЗС. Подписание этого меморандума — свидетельство того, что взаимопонимание между государством и бизнесом есть, компромиссные решения найдены, — заявил подписавший меморандум со стороны правительства министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Игорь Петрашко. — Совместными усилиями мы должны обеспечить ценовую стабильность на рынке нефтепродуктов».

В Кабинете министров сообщили, что по условиям меморандума НАУ будет «продолжать популяризировать принципы прозрачной и честной конкуренции и уплаты налогов всеми участниками рынка в полном объеме, а также пропагандировать соблюдение принципов социально ответственного ведения бизнеса с целью обеспечения потребителей качественными нефтепродуктами по рыночным ценам». При этом ассоциация ежемесячно будет предоставлять правительству информацию о нелегальном обороте топлива и о нарушителях, работающих в этой отрасли, а Кабмин «примет меры по противодействию».

РЕКЛАМА

Кроме того, правительство пообещало «способствовать диверсификации источников как с отечественных, так и с иностранных нефтеперерабатывающих заводов (не допуская каких-либо проявлений дискриминации), свободному ценообразованию на рынке нефтепродуктов. Со своей стороны, компании — участники ассоциации обязуются продолжать платить налоги в полном объеме, формировать цену на нефтепродукты на условиях свободной конкуренции и с учетом конъюнктуры на мировых рынках», — говорится в официальном правительственном сообщении.

Именно после подписания меморандума крупные операторы рынка нефтепродуктов начали снижать розничные цены на бензин. Правда, стоимость дизтоплива и сжиженного газа почти не изменилась. Это связано с угрозой возникновения дефицита этих видов топлива уже в ближайшее время.

РЕКЛАМА

«Стоимость сжиженного газа в мае точно пойдет вверх»

«Сейчас на отечественном рынке есть две проблемные позиции — дизельное топливо и сжиженный газ, — рассказал «ФАКТАМ» директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. — Главная причина — неопределенность с поставками горючего от «Роснефти». Напомню, что вследствие давления украинских силовиков швейцарский трейдер Proton Energy Group S.A., занимавшийся с 2016 года поставками топлива производства «Роснефти», принял решение с 1 апреля 2021 года прекратить работу на украинском рынке. Отмечу, что в 2020 году эта компания отправила в Украину 1,74 млн тонн дизтоплива, что составило 23,4% рынка, и 443 тыс. тонн сжиженного газа — 22,3% рынка. Была надежда на быструю замену данной компании другим оператором, но на сегодня ясности с новым трейдером нет и, вероятно, в ближайшие дни не будет. Мало того, неожиданно остановился белорусский «Нафтан». Хотя поставки этого завода в Украину невелики, основной объем идет с Мозырского НПЗ, но все же.

На данный момент апрельский баланс рынка по дизельному топливу сходится — при условии поставок по морю около 150 тыс. тонн. По сжиженному газу апрельский баланс с трудом, но тоже сходится. То есть у отечественного рынка есть все предпосылки пройти апрель более-менее стабильно. А вот хватит ли нам дизтоплива и сжиженного газа в мае, пока непонятно.

РЕКЛАМА

Ситуация осложняется поздней весной, а значит, активизация полевых работ сместится как раз на конец апреля — начало мая, когда может возникнуть нехватка ресурсов. К неопределенности с «Роснефтью» добавится плановый ремонт Мозырского НПЗ, являющегося крупнейшим поставщиком нефтепродуктов в Украину. На время ремонтных работ объем поставок сократится вдвое — с 240 до 120 тыс. тонн.

Таким образом, к маю запасы дизтоплива иссякнут. Следовательно, операторам рынка необходимо будет найти 300 тыс. тонн дизтоплива, что составляет почти 50% баланса, и минимум 40 тыс. тонн сжиженного газа, то есть 25% объема рынка. Поверьте, это много.

Частично решить проблему с нехваткой дизтоплива можно за счет увеличения импорта морем, через Одессу, и наращивания производства на Кременчугском НПЗ. Однако в морских поставках есть одно слабое место. Даже если в порт поступит 300−400 тыс. тонн дизтоплива, «Укрзалізниця» не сможет обеспечить вывоз такого объема горючего. Похожая ситуация уже была в 2019 году. Да и Кременчугский НПЗ не в состоянии полностью покрыть дефицит.

По нашим подсчетам, в мае необходимо найти еще около 50−70 тыс. тонн дизтоплива, или 8−12% баланса рынка. По факту остаются только Россия и Польша с Литвой. Но будет ли там свободный объем горючего для продажи в Украину? Конечно, может быть, к середине мая возобновятся поставки «Роснефти», но рассчитывать на это я бы не стал.

А что касается сжиженного газа, то тут заместить весь недостающий объем точно не удастся. А значит, стоимость сжиженного газа в мае точно пойдет вверх. Да, нехватку газа можно закрыть бензином. Но, опять же, лишних запасов бензина никто не держит, значит, рост спроса подстегнет цены и на него.

Пока трудно прогнозировать, на сколько вырастут розничные цены. Но можно вспомнить, что летом 2017 года цена на литр сжиженного газа выросла с 12 до 17 грн из-за нехватки всего 10% в балансе рынка. В мае же дефицит, очевидно, будет выше.

Хочу отметить, что в сложившейся ситуации очень кстати оказался недавно подписанный меморандум между Кабмином и трейдерами. Главное, что он предусматривает, — это еженедельные консультации по текущим вопросам рынка, а не регулирование цен, как почему-то многие считают. А значит, создавать антикризисный штаб надо уже сегодня. Если есть возможность, нужно привезти больше топлива еще в апреле, когда нагрузка на порты будет меньше, чем в пиковом мае. Необходимо уже сейчас «взбодрить» «Укрзалізницю», «Нафтогаз», «Укртатнафту» и другие компании. Есть хороший шанс подготовиться к этому кризису, а не, как обычно, потом тушить пожар. Тем более что тушить будет особо нечем", — подытожил Сергей Куюн.

Кстати, с 1 мая всех бытовых потребителей газа, то есть население страны, автоматически переведут на годовые газовые тарифы. По мнению экспертов, такая тарифная политика выгодна в первую очередь поставщикам газа. Однако пока не ясно, сколько именно людям придется платить за голубое топливо в мае. Газовые компании обязаны обнародовать свои годовые тарифы в конце апреля.

Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»

734

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров