ПОИСК
Деньги

Вскоре цена отопления и горячей воды для бытовых потребителей существенно возрастет: эксперт рассказал, на сколько

18:35 6 сентября 2021
Мужчина с платежками

Все ближе начало нового отопительного сезона, а значит, и введение новых тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Несмотря на заявления государственных чиновников о том, что стоимость «коммуналки» существенно не увеличится, многие факты говорят об обратном. О грядущем подорожании отопления, воды и прочих услуг предупреждают и отраслевые эксперты, которых опросили «ФАКТЫ».

«За отопление однокомнатной квартиры в Киеве в новом отопительном сезоне нужно будет выложить от 1700 до 2000 гривен, а за трехкомнатную квартиру и все 4000 гривен»

На днях министр развития общин и территорий Украины Алексей Чернышов заявил, что стоимость коммунальных услуг для населения не должна увеличиваться.

«Суммы в платежках людей не должны увеличиваться, — отметил министр. — Государство будет поддерживать органы местного самоуправления. Чтобы найти конструктивные решения, которые устроят все стороны процесса, в Минрегионе уже проведено несколько совещаний с руководителями органов местного самоуправления. Мы должны совместно искать компромиссы и вместе планировать дальнейшие шаги — подход к каждому городу будет индивидуальным», — подчеркнул Алексей Чернышов во время совещания по подготовке к отопительному сезону.

При этом министр напомнил, что полномочия по установлению тарифов на тепло в новом отопительном сезоне предоставлены исключительно органам местного самоуправления.

Однако, в отличие от государственных чиновников, у экспертов несколько иные прогнозы. Ответить на вопросы о стоимости «коммуналки» для украинцев в грядущем отопительном сезоне «ФАКТЫ» попросили президента «Украинской организации защиты потребителей услуг» Олега Титамира.

— С чем связано ожидаемое повышение жилищно-коммунальных тарифов?

— Прогнозирую, что суммарное повышение стоимости жилищно-коммунальной платежки для украинцев составит в среднем 20−40% в зависимости от региона. Это прежде всего связано со стремительным повышением цены на газ в Европейском союзе, к которой привязано ценообразование на газовый ресурс в Украине.

Так, в конце августа стоимость газа на голландском хабе TTF достигла 13-летнего максимума в 580 долларов за тысячу кубометров. Это произошло на фоне дефицита и скорого запуска «Северного потока-2», когда «Газпром» отказался бронировать дополнительные мощности транзита через украинскую ГТС. В то же время собственные газохранилища европейских стран заполнены далеко не полностью. Такая ситуация со взлетом цены газа вскоре несомненно отразится и на украинских потребителях. Ведь стоимость голубого топлива в Украине является ключевой составляющей тарифа на отопление и горячую воду. А если конкретнее, то цена на газ составляет приблизительно 60−80% стоимости тепла и горячей воды, в зависимости от предприятия и оборудования.

Сегодня уже понятно, что теплокоммунэнерго (ТКЭ) будут покупать газ в новом отопительном сезоне для производства тепла и горячей воды у «Нафтогаза» не по годовому фиксированному тарифу 7,96 грн за кубометр, как население, а по рыночным, «хабовым» ценам. То есть в лучшем случае — по 10 грн за кубометр, в худшем — по 14−15 грн за куб.

Напомню, что 19 мая нынешнего года Кабмин прекратил регулирование цены на газ для теплокоммунэнерго. А вскоре заканчивается действие меморандума между правительством и Ассоциацией городов Украины, подписанного в начале прошлого года, о том, что «Нафтогаз» будет продавать тепловикам газ по фиксированной цене, а государство должно компенсировать предприятиям ТКЭ избыточную стоимость газа, потребленную ими в прошлом отопительном сезоне. Но по факту этого сделано не было.

Зато правительством через решение НКРЭКУ в начале июля был предпринят другой шаг: регулирование и формирование цены на отопление и горячую воду «из центра» передано исключительно в компетенцию местных органов власти. В связи с этим многие из них, в частности, столичный муниципалитет, начали жаловаться на то, что на них, мол, правительство хочет «повесить» львиную долю ответственности за стремительное повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги, при том, что в большинстве городов и районов эти услуги предоставляют коммунальные предприятия. А это означает падение рейтингов местных мэров и депутатов и вину за грядущие социальные протесты.

Кстати, во многих городах местные власти сегодня дотируют теплокоммунэнерго, чтобы те худо-бедно подготовились к новому отопительному сезону, но городские и районные бюджеты традиционно трещат по швам.

Поэтому нельзя исключать, что муниципалитеты могут переложить данные расходы на плечи домохозяйств, заложив эти деньги в структуру тарифа. Не исключаю также, что некоторые особо ретивые мэры и местные администрации захотят дополнительно «нажиться» за счет потребителей, стремительно взвинтив тарифы на отопление и горячую воду.

К сожалению, не спасет от подорожания жилищно-коммунальных услуг для населения в новом отопительном сезоне и так называемый годовой тариф на газ, который правительство ввело с мая. Большинство бытовых потребителей живут в городах, в многоквартирных домах, они не используют газ для отопления квартир, а только для кухонных плит. Доля стоимости голубого топлива в коммунальной платежке не превышает для таких потребителей 10% от общей суммы. Тогда как цена на тепло в отопительный период — это приблизительно половина ежемесячных коммунальных расходов домохозяйств.

— Какие именно тарифы могут вырасти и на сколько?

— Цена отопления и горячей воды для бытовых потребителей в новом отопительном сезоне существенно возрастет, в зависимости от региона — на 30−70%. Например, для жителей Черновцов тариф на поставку тепла и горячей воды и, соответственно, на распределение этих ресурсов, может взлететь на 70%, для полтавчан — на 36−40%, для жителей столицы — на 30%. Для сравнения: средневзвешенный прогноз подорожания по этим позициям от Минэкономики — на 33%, что выглядит весьма оптимистично.

В «Киевтеплоэнерго» еще в июле сего года заявили, что средневзвешенная стоимость 1 гигакаллории тепла составит в новом отопительном сезоне, то есть с 1 октября, 2151,77−2433,90 грн, в зависимости от типа присоединения дома. Для сравнения: нынешний тариф составляет 1616,48 грн. за 1 Гкал (с НДС). Таким образом, за отопление однокомнатной квартиры в Киеве в новом отопительном сезоне, вероятно, нужно будет выложить от 1700 до 2000 грн, а за трехкомнатную квартиру и все 4000 грн.

«В зависимости от региона следует ожидать подорожание платежки за горячую воду на 15−35%»

— Прогнозирую, что стоимость кубометра горячей воды уже с средины осени вырастет в Киеве приблизительно на 20%. Действующий тариф составляет 99,79 грн за кубометр, а, например, по итогам 2020 года подорожание составило 16,1%. В целом по стране, в зависимости от региона, следует ожидать подорожание платежки за горячую воду на 15−35%.

Что касается холодной воды, то тарифы в среднем по Украине, скорее всего, повысятся на 15−20%. Напомню, что по итогам прошлого года подорожание в зависимости от региона составило 10−15%. Это связано с перманентным подорожанием электроэнергии для бизнеса. Например, в годовом измерении в 2019—2020 годах стоимость тока для промышленных предприятий выросла в среднем на 20−25%, прежде всего, из-за повышения тарифа «Укрэнерго» на передачу электроэнергии магистральными сетями. Водоканалы покупают ресурс по промышленным ценам, и в производстве холодной воды расходы на электроэнергию составляют более 50%. Поэтому рост цен на первый ресурс пропорционально тянет вверх стоимость второго. В то же время, топ-менеджеры водоканалов постоянно жалуются на то, что действующие тарифы не покрывают реальных расходов предприятий.

— С 1 октября стоимость электроэнергии изменится. Действительно ли украинцы будут меньше платить за электроэнергию во время отопительного сезона?

— Приблизительно 70% украинцев потребляют менее 200 кВт-ч в месяц. Для этой категории тариф действительно снизится на 24 копейки. То есть при условии максимального потребления в 200 кВт-ч в месяц такое домохозяйство сэкономит в месяц 48 гривен. Для остальных потребителей экономия будет измеряться «копейками». В то же время это временная передышка. Не пройдет и полгода, как правительство начнет — постепенно ли, резко ли — повышать стоимость киловатт-часа для бытовых потребителей до промышленного тарифа. Так что в ближайшей перспективе — никакой экономии, а как раз наоборот.

— Может ли государство влиять на тарифную политику в жилищно-коммунальной сфере?

— Что касается электроэнергии, то на тарифы правительство пока влияет, сохранив до начала мая 2022 года ПСО и базовую цену 1,68 грн за кВт-ч. После этого есть все основания предполагать, что спецобязательства «Энергоатома» и «Укгидроэнерго» правительство отменит, и будет запущен так называемый рынок электроэнергии, когда цены для бытовых потребителей сравняются с промышленными, то есть до 3,09−3,61 грн за кВт-ч.

Далее, несмотря на то, что с лета 2020 года в Украине заработал рынок газа, с января 2021 года, когда цены на газ в Евросоюзе резко пошли вверх, правительство вмешалось в этот процесс и ввело госрегулирование, административно ограничив цену на бытовой газ. Несколько месяцев спустя Кабмин ввел квазиспецобязательство, потребовав от газотрейдеров ввести годовой тариф. Хорошо ли это? Для потребителей — безусловно, так как защищает их от резкого повышения тарифа. Противоречит ли подобная практика госрегулирования рыночным принципам? Наверное, да.

В то же время Кабмин может повлиять на тарифную политику касаемо, например, отопления и горячей воды «с другой стороны»: например, закрепив своим постановлением возможность для теплокоммунэнерго закупать газ собственной добычи по цене не более 4000 грн за тысячу кубов. Но на практике это пока выглядит нереально. Если же в новом отопительном сезоне потребители получат космические платежки, в Кабмине скажут, мол, мы тут ни при чем, никак не может повлиять, ведь не руководим местными властями и тем более теплокоммунэнерго.

Что касается электроэнергии, то правительство могло бы повлиять на тариф для бытовых потребителей, например, позволив «Энергоатому» продавать ресурс в коммунальном сегменте, скажем, через специально созданную компанию, по аналогии с «Нафтогазом». При себестоимости кВт-ч атомной электроэнергии в 60 копеек, «Энергоатом» мог бы реализовать ее домохозяйствам, скажем, за 90 копеек за кВт-ч — с весьма завидной рентабельностью. Но факты — вещь упрямая. Так, в прошлом году доля дешевой атомной электроэнергии в энергобалансе сократилась до 38,89%, а объемы дорогого тока, который производится теплоэлектростанциями, наоборот, возросли до 38,84%. Из-за балансовых ограничений «Энергоатом» недовыработал 2,659 млрд кВт-ч электроэнергии. Видимо, кому-то в истеблишменте слишком выгодно увеличивать долю дорогой, ресурсоемкой, а главное, «грязной» электроэнергии, которая производится ТЭС.

Но опять же, сможет ли власть набраться смелости и внедрить эти реальные шаги для облегчения жизни миллионов украинцев, не прислушиваясь к мнению МВФ и других западных партнеров, которые категорически против «антирыночных шагов» в жилищно-коммунальной и других сферах? Вопрос открытый, но, скорее всего, ответ отрицательный, — подытожил Олег Титамир.

В следующих статьях «ФАКТЫ» представят прогнозы других экспертов о том, как будет меняться стоимость жилищно-коммунальных услуг с началом отопительного сезона.

Стоит напомнить, что людям, отапливающим свое жилье электрообогревателями, теперь придется платить за электричество в два раза больше чем прошлой зимой. Дело в том, что для этой категории потребителей отменен льготный тариф, действовавший ранее.

Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»

3557

Читайте нас в Telegram-канале, Facebook и Twitter

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров
 

© 1997—2021 «Факты и комментарии®»

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством Украины.

Материалы под рубриками «Официально», «Новости компаний», «На заметку потребителю», «Инициатива», «Реклама», «Пресс-релиз», «Новости отрасли» а также помеченные значком публикуются на правах рекламы и носят информационно-коммерческий характер.