Факты
АЗС

Обвал цен на заправках: почему подешевело горючее и что будет дальше

18.05.2021 10:51

Если на прошлой неделе цены на автозаправках стремительно росли, то новая неделя началась резкого обвала стоимости бензина и дизельного топлива. Однако произошло это вовсе не из-за избытка горючего или резкого удешевления нефти. Власти вдруг решили вспомнить былые кризисные времена и ввели государственное регулирование розничных цен на нефтепродукты. В первую очередь это больно ударило по премиальным, дорогим сетям АЗС. А вот всевозможных полулегальных или вовсе незаконных продавцов горючего грозные правительственные ограничения не коснутся, ведь они и так торгуют, уклоняясь от налогов, и поэтому удерживают более низкие цены.

Так что же происходит с ценами на заправках и действительно ли введение госрегулирования выгодно государству и населению?

15−16 мая большинство розничных сетей АЗС полностью остановили продажу премиум-топлива

14 мая Кабинет министров неожиданно принял постановление, которым вводится государственное регулирование цен на топливо. В частности, внесены изменения в правительственное постановление № 1236 от 9 декабря 2020 года, согласно которым на период действия карантина будут установлены предельные уровни торговой надбавки к средней цене дизельного топлива не выше 7 грн за литр и бензина — не выше 5 грн за литр. При этом средняя стоимость дизтоплива и бензина, включающая налоговые и таможенные платежи, должна рассчитываться на основании данных за предыдущий календарный месяц или декаду. Проводить расчеты правительство обязало НАК «Нафтогаз Украины», который будет их предоставлять Минэкономики не позднее 3 числа каждого месяца, а министерство будет публиковать средние цены одного литра дизтоплива и бензина до 5 числа каждого месяца.

Согласно этим расчетам, средняя цена литра дизельного топлива на май, с учетом предельной наценки, должна составлять не выше 27,89 грн, а бензинов — 30,22 грн.

В результате на протяжении 15−16 мая большинство розничных сетей АЗС полностью остановили реализацию премиум-топлива, цены на которое превышало среднюю цену бензинов с учетом предельной наценки. Также за прошедшие выходные розничные сети откорректировали цены на топливо во исполнение правительственного постановления об установке максимальной торговой наценки.

В частности, на WOG и ОККО литр бензина марки А-92 подешевел на 1,24 грн, до 29,75 грн, литр бензина А-95 — на 1,77 грн, до 30,22 грн, литр дизельного топлива — на 2,1 грн, до 27,89 грн. SOCAR опустил цену бензинов на 1,29—2,06 грн за литр. В сети KLO литр бензина А-92 подешевел на 2,6 грн, до 27,79 грн, бензина А-95 — на 1 грн, до 29,99 грн, а дизтоплива — на 1,5 грн, до 27,89 грн. В целом по стране, с 13 мая литр бензина А-95 подешевел в среднем на 33 копейки, дизельного топлива — на 90 копеек, а цена сжиженного газа не изменилась.

По состоянию на 17 мая средняя стоимость бензина А-95 составляла 29,01 грн за литр, дизтоплива — 27,39 грн, сжиженного газа — 15,76 грн.

Любопытно, что уже в воскресенье, 16 мая, правительство в срочном порядке разослало уточнение и разъяснение к ранее принятому постановлению. В частности, в Минэкономики отметили, что действие постановления распространяется только на автомобильные бензины и дизтопливо, включенные в перечень товаров противоэпидемического назначения, имеющие существенную социальную значимость, а именно на бензины марки А-92, А-95 и дизельное топливо.

«Под установку максимальной торговой надбавки не подпадает „брендовое премиальное“ топливо с улучшенными показателями качества и обозначение (маркировка) которого включает определенную торговую марку (товарный знак), предлагаемое на автозаправочных станциях для автомобилей премиум-сегмента по более высокой цене, чем социально значимое топливо», — говорится в разъяснении министерства.

Однако это разъяснение, да и само постановление о введении государственного регулирования топливных цен, вызывает немало нареканий и замечаний как у экспертов, так и у простых автомобилистов. Ведь богатый жизненный опыт подсказывает, что, как только государство начинает что-то регулировать или контролировать, это что-то дорожает либо вовсе исчезает из продажи.

«Государство подталкивает в тень легальный бизнес, утративший возможность честно конкурировать»

Не получится ли с бензином и дизтопливом так, как когда-то с гречкой, и к чему стоит готовиться украинцам после введения ограничений на стоимость топлива?

«Пока никаких резких и кардинальных изменений на топливном рынке не ожидается, — сообщил «ФАКТАМ» директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. — Операторы сетей АЗС пытаются адаптироваться к новым реалиям, в которых оказались после введения госрегулирования топливных цен. Сейчас идет формирование цен на заправках в соответствии с рекомендациями правительства. Это если говорить про краткосрочную перспективу.

Но если рассматривать перспективу на ближайший месяц-два, то введение госрегулирования запустит массу деструктивных процессов. Ведь фактически своим постановлением правительство убило честную конкуренцию на отечественном топливном рынке. Всем сказано торговать по одной цене. Для легально работающих операторов рынка потерян смысл вкладывать средства в развитие своих сетей, в улучшение сервиса, в повышение конкурентности. В нынешних реалиях первое, что сделают сети АЗС, торговавшие дорогим топливом премиум-класса, это сократят часть персонала. Ведь государство не позволяет зарабатывать достаточно, чтобы поддерживать высокий уровень сервиса и платить зарплаты людям, обеспечивающим этот сервис. Для работы в новых условиях уравниловки не нужно столько персонала на заправках.

Но есть еще одна очень печальная перспектива. Я уверен, что вскоре многие легально работающие операторы топливного рынка задумаются над тем, как им сохранить доходность бизнеса благодаря каким-то налоговым оптимизациям. По сути, государство подталкивает в тень легальный бизнес, утративший возможность честно конкурировать. Это при том, что сейчас уже более половины топливного рынка в той или иной степени находится в тени. А теперь этот объем еще увеличится.

Да и сама целесообразность расчета рекомендованных цен в том виде, в котором он введен правительством, вызывает недоумение. Мы провели расчеты в соответствии с правительственными рекомендациями, и оказалось, что подавляющее большинство, а именно 90% украинских АЗС, в 2021 году отвечало озвученным критериям Минэкономики.

Так, по правительственной методике, средняя расчетная цена литра бензина А-95 составила бы 28,4 грн, а дизельного топлива — 27,4 грн. При этом фактический средний уровень розничных цен в 2021 году составил 27,4 грн и 26,8 грн соответственно. Таким образом, средние значения рынка находились ниже уровней, предложенных Минэкономики.

Да, на некоторых заправках, а это около 10% от общего их количества, продавалось более дорогое, премиальное топливо. Но так работает любой рынок, — есть товар разного класса, и потребители имели возможность выбирать поставщика топлива в широком ценовом диапазоне. Ведь немало людей предпочитают товары в премиум-сегменте, и они могут себе это позволить.

Да, в понедельник, 17 мая, Минэкономики впопыхах разослало уточнение к постановлению, что под установление максимальной торговой надбавки не подпадает «брендовое премиальное» топливо с улучшенными показателями качества, обозначение которого включает определенную торговую марку, предлагаемое на автозаправочных станциях для автомобилей премиум-сегмента по более высокой цене, чем социально значимое топливо. Но это все отписки и попытки как-то исправить всю несуразность постановления.

Из уточнения можно сделать вывод, что правительство разрешает продавать без ценовых ограничений любое фирменное топливо. То есть достаточно придумать свое название для бензина, чтобы продавать его по рыночной цене и выйти из-под госрегулирования. Так сейчас все заправки назовут бензин и дизтопливо какими-то именами и полностью нивелируют правительственные ограничения. Но ведь это не так.

В частности, в постановлении однозначно речь идет о бензине А-95. А значит, все фирменные бензины прежде всего являются бензинами марки А-95, а уже потом фирменными. Да, сейчас в правительстве пытаются как-то сгладить всю несуразность постановления, успокоить рынок, публикуя какие-то столь же несуразные разъяснения. Но вскоре ситуация может поменяться, и любой проверяющий, придя на АЗС, предъявит претензию: почему бензин А-95, например «особенный», дороже обычного, ведь он в первую очередь бензин, отвечающий техническим характеристикам марки А-95, а значит, по постановлению является социально значимым товаром и подлежит госрегулированию!

Поэтому, сложившуюся патовую ситуация отписками не исправить, это только еще глубже будет загонять рынок в тупик. Нужно внести кардинальные и четкие изменения в текст постановления. А еще лучше — вовсе его отменить, так как целесообразности во введении государственного регулирования стабильно и слаженно работавшего украинского топливного рынка я не вижу", — подытожил Сергей Куюн.

Стоит напомнить, что ранее эксперты и участники топливного рынка прогнозировали возникновение дефицита на АЗС дизтоплива и сжиженного газа. Однако эта угроза свелась к минимуму после возобновления импортных поставок данных видов топлива.

Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»