Факты
деньги

Как оформить пенсию, если нет данных о прошлой зарплате: разъяснение юриста

10.08.2021 10:06

Во время оформления пенсии граждане могут столкнуться с проблемой, что не могут документально подтвердить размер своей бывшей зарплаты. Например, документы потерялись, записи в государственных реестрах отсутствуют, а предприятие ликвидировано. Как в этом случае будет устанавливаться начислявшаяся зарплата, разъяснила замначальника отдела правопросветительства и предоставления бесплатной правовой помощи Броварского местного центра по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи Марина Губская.

Если документы о зарплате/доходе утеряны, то данные о зарплате в период с 1 января 1998 года берутся из базы Государственного реестра физлиц-налогоплательщиков и Госреестра общеобязательного государственного социального страхования. Естественно, все это касается официального трудоустройства у добросовестного работодателя, платившего налоги и подававшего в ПФУ отчеты о своих сотрудниках.

Данные о зарплате в период до 1 января 1998 года могут отсутствовать в реестрах. Тогда зарплата считается как средняя по соответствующей профессии (должности) в компании или у правопреемника (если компания уже не работает). Если требуемой должности уже нет ни в организации, ни у правопреемника, тогда берется зарплата на аналогичной профессии (должности).

Таким образом, перед пенсионером открываются четыре варианта.

  • Если предприятие еще ведет деятельность, то за справкой о зарплате необходимо будет обратиться по бывшему месту работы.
  • Если предприятие больше не работает, но есть правопреемник, то его контакты можно выяснить через Единый госреестр юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований. Компания-правопреемник обязана либо выдать справку о начислявшейся (полученной) зарплате либо (если документы были утеряны) справку о времени и причинах утраты документации.
  • Если предприятие ликвидировано и компания-правопреемник отсутствует, то нужно будет обратиться в архивное учреждение, куда ликвидационная комиссия передала документы. Запрос о подтверждении трудовых отношений с компанией и о получении справки о зарплате нужно будет адресовать в архив по месту регистрации или пребывания бывшего работодателя.
  • Если предприятие ликвидировано, но документы, вопреки закону архивным учреждениям не переданы, тогда зарплата будет определяться, исходя из минимальной тарифной ставки (должностного оклада) по соответствующей или аналогичной профессии (должности). Чтобы получить справку о зарплате, нужно будет обратиться в соответствующую районную администрацию (для Киева), в городское или районное управление труда и социальной защиты населения. Бывшим работникам ликвидированных банков справки о зарплате может выдать НБУ.

Если же Пенсионный фонд решит, что предъявленных документов недостаточно для того, чтобы подтвердить начисляемую зарплату за период до 1 июля 2000 года, юрист советует обращаться в суд. Практика говорит о том, что суды все чаще становятся на сторону пенсионера. Так, «ФАКТЫ» сообщали об одессите, которому удалось через суд добиться пересчета пенсии и выплаты компенсации.

Напомним, в Минсоцполитики уже разработали решение, как считать пенсию тем, кто работал в теневом секторе экономики.

Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»